14.01.2014

Подведены первые итоги работы РОС

14.01.2014

4 декабря 2013 г. в Москве прошло заседание Центрального совета Общероссийской общественной организации "Российской объединение судей".
На заседании Центрального совета были подведены первые итоги работы организации и ее региональных отделений.
Председатель Совета Санкт-Петербургского отделения ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "РОССИЙСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СУДЕЙ" Алексей Вадимович Лаков не только рассказал коллегам о проделанной в Санкт-Петербурге работе, но и выступил с предложениями по направлениям работы ООО "РОС".

Предложения Санкт-Петербургского регионального отделения по направлениям работы общероссийской общественной организации «Российское объединение судей».
Исходя из целей и задач общероссийской общественной организации «Российское объединение судей» (далее – Организация) предлагаем следующее.
1. Членам Организации обсудить вопрос о финансовом обеспечении деятельности с учетом положений ст.ст. 17, 31 Федерального закона «Об общественных объединениях», ст.ст. 7.1-7.3 Устава (порядок уплаты и учета взносов, размер взносов в сумме достаточной для обеспечения деятельности, либо отказ от уплаты взносов и формирование имущества и средств Организации из других источников, предусмотренных законом и Уставом, и т.д.) и внести соответствующие предложения на рассмотрение конференции и Центрального совета.
2. Обсудить информационное сопровождение деятельности Организации по следующим направлениям:
- создание сайта Организации для освещения ее деятельности, разъяснения целей и задач, направлений работы и информирование о проводимых мероприятиях;
- в целях оперативности до создания сайта обсудить возможность открытия страницы на сайте Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ или сайте Совета судей РФ (в региональных отделениях на сайтах советов судей соответствующих субъектов);
- создание своего научно-практического и информационного издания или использование уже имеющихся (журнал судейского сообщества «Судья», научно-практический журнал «Российское правосудие», иные газеты и журналы правового характера);
- систематизация и размещение информации о конкретных шагах Организации, в связи с необходимостью ее доведения до членов Организации, а также размещение информации о подготовке и порядке проведения общих собраний региональных отделений весной 2014 года в соответствии со ст. 6.3 Устава.
3. Обсудить вопрос о создании рабочей или инициативной группы по организации и проведению значимого события 2014 года – 150-летие судебной реформы в России.
Необходимо отметить, что дата утверждения Судебных Уставов 03 декабря (20 ноября по старому стилю) 1864 года использована в определении даты праздника «День юриста». Возможно, следует изучить и выдвинуть предложения об определении даты для обоснования дня судебных работников и судей, единственных из органов юридического сообщества не имеющих своего праздничного дня.
4. Организации разработать предложения по совершенствованию законодательства о социальных гарантиях деятельности судей и работников аппарата суда по направлениям:
- право судей на улучшение жилищных условий;
- право на компенсацию проезда к месту отдыха и обратно работникам аппарата суда;
- право судей (в том числе, пребывающих в отставке) и членов их семей на санаторно-курортное лечение, а также работников аппарата суда;
- страхование жизни и здоровья судей и работников аппарата суда, судей в отставке и их имущества;
- система повышения квалификации и переподготовки судей;
- система поощрения судей (например, присвоение звания «Почётный судья» не только судьям в отставке, но и действующим судьям) и разработка системы поощрений работников аппарата суда;
- разработка нормативно-правового акта о нормах нагрузки судей и работников аппарата суда (разработанные Советом судей РФ нормы не были утверждены на уровне Правительства РФ, а Постановление Минтруда РФ и Минюста РФ от 27 июня 1996 г. № 41б/06-74-125 «Об утверждении норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов» фактически не соответствуют новым требованиям и не учитывают многочисленные изменения в процессуальном законодательстве);
- законодательное закрепление категорий: «судейская карьера», «ступени судейской карьеры», установления связи льгот и преференций действующему судье только с продолжительностью деятельности по осуществлению правосудия, закрепления стимулов профессионального роста;
- разработка нового свода правил по проектированию и строительству зданий районных (городских) судов, т.к. старый свод правил - СП 31-104-2003, по опыту проектирования и строительства районных судов в Санкт-Петербурге устарел и морально, и технически, и не отвечает в полном объёме новым требованиям отправления правосудия.
5. Организации выступить инициатором в выработке совместных предложений с органами судейского сообщества, Российской академией правосудия и другими научно – образовательными учреждениями по вопросам систематизации законодательства.
Например, в 2004 году был снят с рассмотрения Федеральный закон РФ «О нормативно правовых актах в Российской Федерации» (нет единого термина законодательства; в кодексах различные положения, какими нормативно-правовыми актами необходимо руководствоваться при регулировании тех или иных правоотношений и т.д.). При этом, как предложение, поддержать инициативу ректора Российской академии правосудия Ершова В.В. и заведующего кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Петухова Н.А. (статья в научно-практическом журнале «Российское правосудие» № 3 за 2013 год «Правовые, социальные, организационные и кадровые гарантии деятельности судей») о разработке и подготовке двух значимых федеральных законов: «О формах российского права» (в котором, прежде всего, необходимо определить все формы национального права, в том числе и нормативно-правовые акты, а также установить соотношения между принципами и нормами права содержащихся в различных его формах), «О формах международного и национального права применения в России» (в котором, в частности, следует установить формы международного и национального права, а также соотношения принципов и норм права, содержащихся в различных формах международного и национального права).
Также, внести предложения по развитию и совершенствованию законодательства по вопросам досудебного урегулирования споров, в том числе, с использованием института медиации (например, в Санкт-Петербурге с 2008 года наработан практический опыт по применению процедур медиации, и существует интерес к практике других регионов, чтобы определить пути совершенствования законодательства в этой сфере).
6. Обсудить вопросы взаимодействия судейского сообщества со средствами массовой информации.
Опыт органов судейского сообщества Санкт-Петербурга по взаимодействию со СМИ, анализ работы Пресс-клуба при Санкт-Петербургском городском суде, обмен опытом в рамках российско-шведского партнёрства с коллегами из Швеции, Республики Карелия и Ленинградского областного суда, а также с Северо-Западным филиалом Российской академии правосудия по указанной теме, показал, что требуется выработка конкретных методическо-практических рекомендаций для судей и работников аппарата суда по взаимодействию и организации работы со СМИ.
7. Инициировать перед Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ разработку и принятие конвенции (договора) в сфере сотрудничества по административным делам. В настоящее время имеется только «Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения» от 28 марта 1997 года и договор «Об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств – членов Таможенного союза» (заключённого между Республиками Беларусь, Казахстан и Россия). С учётом введения новых законодательных актов о миграции и увеличения самой миграции, принятие указанной конвенции носит актуальный характер, особенно в части исполнения принятых административных решений.
8. Наладить взаимодействие с государственными органами, общественными объединениями, международными организациями, с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, с Уполномоченным Российской Федерации по правам человека, направленное на совершенствование деятельности системы судов и её организационного обеспечения.
9. Определить параметры и порядок взаимодействия региональных отделений с общественными и международными организациям (с учётом того, что часть таких организаций финансируются иностранными государствами и фондами).
10. Развивать сотрудничество с международными объединениями судей:
- Международная Ассоциация Судей (МАС), созданная в 1953 году, в качестве профессиональной неполитической неправительственной организации, объединяющей национальные ассоциации судей (по состоянию на 01 января 2013 года в МАС состоит 89 национальных ассоциаций судей). В числе важных документов, принятых МАС, следует отметить Всеобщую хартию судей (17 ноября 1999г). В структуре МАС значимую роль играет её региональное отделение «Европейская ассоциация судей» (сформирована в соответствии с Уставом 10 мая 2003 года).
- Ассоциация европейских судей административных судов (г.Трир, ФРГ);
- Международная ассоциацией женщин-судей (IAWJ, состоит из более чем 4000 членов из почти 100 стран);
- Международное некоммерческое объединение «Европейский форум Союза судей по охране окружающей среды» (г.Брюссель, Бельгия, созданное судьями Бельгии, Франции, Италии и Соединённого Королевства);
- Международная Ассоциацией судей для детей, которая после трансформации в 1978 году стала именоваться Международной ассоциацией магистров по делам несовершеннолетних и семьи (МАМНС), занимающаяся исключительно вопросами ювенальной юстиции.
Для сведения членов Организации более полная информация об указанных международных объединениях судей изложена в работе судьи Конституционного Суда РФ Клеандрова М.И. «Международные объединения судей», опубликованной в научно-практическом журнале «Российское правосудие» №5 за 2013 год.
Кроме того, полагаем, что существует необходимость обсудить создание Международной ассоциации судей государств-участников СНГ.
По мнению Клеандрова М.И., совокупное сообщество судей государств- участников СНГ смогло бы в рамках этой ассоциации выработать:
- общие критерии определения эффективности: судебной власти страны, деятельности отдельного суда, работы отдельного судьи;
- системные стимулы и факторы эволюционной саморегуляции однокоренных структур судейского сообщества разных государств, прежде всего – общих собраний судей судов;
- модель идеального судьи, критерии которой поспособствовали бы определению победителя в конкурсном отборе кандидатов в судьи;
- общие подходы к определению состава дисциплинарного поступка, создание модели оптимального организационно-правового механизма дисциплинарного производства;
- общие подходы к механизмам гарантированного обеспечения государственной защиты (безопасности) судей (их родных, близких, имущества и т.д.), в том числе и судей, находящихся в отставке;
- минимальные стандарты материального и социального обеспечения судей;
- общие параметры требований к этике к образу жизни судьи, к поведению судьи во внеслужебное сфере, в ходе ведения им судебного процесса и в общении с коллегами, сотрудниками суда и гражданами в помещении суда вне судебного процесса;
- общие подходы к статусным характеристикам руководителя (председателя и его заместителей) суда.
Следует отметить, что на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 36-12 от 16 мая 2011 года) принят Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей государств-участников СНГ, в разработке которого, кроме научного правового сообщества, принимали судьи Санкт-Петербурга и судьи Конституционного Суда РФ.
11. В настоящее время с учётом положений УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года №21 «О практике применения судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2013 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.06.2012 №11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания», возникает необходимость более тесных контактов с Европейским Судом по правам человека и с Уполномоченным Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, путем проведения круглых столов и семинаров по данным темам, организацией стажировок судей всех уровней для непосредственного ознакомления с работой Европейского Суда по правам человека.
Возможно что, для понимания судьями России структуры, организации, целей, задач и влияния принятых решений на правоприменительную практику РФ необходимо рассмотреть вопрос о взаимодействии и с такими международными судебными органами: Гаагская конференция по международному частному праву (г.Гаага, Нидерланды), Международный уголовный суд (г.Гаага, Нидерланды), Международный суд ООН и Постоянная палата третейского суда (г.Гаага, Нидерланды), Международный трибунал по Морскому праву (г.Гамбург, ФРГ).
12. Рассмотреть возможность централизованного заключения Организацией соглашений с ведущими юридическими ВУЗами в целях использования практического опыта судей в фундаментальных и прикладных исследованиях в области юридического образования, и в определении эффективности такого образования в РФ.
В заключение, в части обмена опытом, сообщаем, что Санкт-Петербургское региональное отделение принимало участие в организации и проведении двух российско-шведских семинаров:
- 16 мая 2013 года в Северо-западном филиале Российской академии правосудия по теме: «Вопросы судейской этики»;
- 1-2 октября 2013 года в Верховном суде Республики Карелия по теме: «Доверие к правосудию. Взаимодействие судей и работников судов с гражданами и представителями средств массовой информации».
Также судьи Санкт-Петербурга в 2013 году под эгидой Организации принимали участие:
- в семинаре в рамках совместного проекта Совета Европы и Европейского союза по теме: «Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений в РФ» (семинар организован Государственно-правовым управлением Президента РФ и Дирекцией по вопросам политического консультирования Совета Европы);
- в международном круглом столе с финскими коллегами по теме: «Социальное и организационно-правовое обеспечение прав ребёнка в России и Финляндии: сравнительно-правовой анализ»;
- в круглом столе организованным Санкт-Петербургским Государственным Университетом совместно с Северо-Западным региональным отделением Ассоциации юристов России и при поддержке Конституционного Суда РФ и Министерства юстиции РФ по теме: «Прямое действие Конституции: 20 лет российского опыта»;
- в заседаниях Пресс-клуба Санкт–Петербургского городского суда с участием пресс-секретарей районных судов и представителей средств массовой информации по теме: «Проблемные вопросы взаимодействия со СМИ»;
- в научно-практической конференции, организованной Санкт-Петербургским государственным торгово-экономическим университетом, по теме: «Противодействие коррупции: история и современность»;
- во Всероссийской научно-практической конференции «Уголовная политика и правоприменительная практика» в Северо-западном филиале Российской академии правосудия;
- в семинаре «Процессуальные и тактические аспекты экспертизы по делам о преступлениях на почве расовой ненависти. Проблемы подготовки специалистов» с участием Северо-западного филиала Российской академии правосудия, Санкт-Петербургской общественной правозащитной организации «Гражданский контроль», при поддержке Фонда Открытое общество и Фонда им. Конрада Аденауэра;
- во Всероссийской научно-практической конференции по теме: «Взаимосвязь конституционного и уголовного судопроизводств» при участии Северо-западного филиала Российской академии правосудия, Российской национальной библиотеки, Международной ассоциации содействия правосудию;
- в третьей международно-практической конференции «Институт медиации единого экономического пространства: проблемы и перспективы», организованной философским факультетом Санкт-Петербургского Государственного Университета при поддержке Программы двустороннего сотрудничества Посольством Великобритании в России.
Санкт-Петербургское региональное отделение в настоящее время наладило взаимодействие с указанными выше организациями, с участием которых проводились семинары, круглые столы и конференции, и в том числе с судьями и аппаратом Конституционного Суда РФ, и приглашает к сотрудничеству региональные отделения «Российского объединения судей». 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: