Формально видеоконференц-связи в российских судах может использоваться уже двадцать лет, но на практике она применялась крайне редко. Однако, юристы оценивают нововведения неоднозначно – проблемы и перспективы «Правосудия в онлайн» обсуждали участники встречи «ДП».
Пандемия стимулировала внедрение в деятельность судов Интернет-технологий.
С апреля участники процессов вправе выступать в суде с помощью собственных гаджетов, авторизовавшись через Единый портал госуслуг. Также предоставляется доступ к материалам арбитражных дел и аудиозаписям заседаний.
В целом юристы довольны такой модернизацией, хотя она вызывает и много вопросов. Ведь действующий процессуальный закон предусматривает сложную процедуру проведения заседаний в режиме видеоконференции: желающий участвовать удаленно представитель должен также находиться в другом суде, который проверит его полномочия. Такая процедуры, призванная гарантировать соблюдение порядка, в условиях карантина была не реализуема. Кроме того, она возлагала на служителей Фемиды по существу двойную нагрузку.
Участники дискуссии признают, что введенные меры – временные. По словам частнопрактикующего юриста Натальи Макаровской, законодательство не изменилось и удаленные заседания проводятся судами применяя аналогию права. Возможность такого рассмотрения дел подтверждена Верховным судом России. «Хотя все это идет в чем-то в разрез в действующими процессуальными нормами и даже Конституцией России. Без законодательного закрепления таких процедур говорить о широком проведении удаленных заседаний пока нельзя», – полагает Наталья Макаровская.
Неоднозначно к «виртуальной» перспективе относится и старший юрист «Дювернуа Лигал» Анна Яковлева: «Соблюдаются ли в режиме онлайн принципы гласности, равенства, доступности и состязательности. И насколько нам важен сам сакральный процесс – судья в мантии, герб, флаг? Сможет ли наш менталитет принять судью, который в неформальной обстановке сидит перед камерой и вершит правосудие. Кроме того, не все граждане имеют необходимые технические средства и электронную подпись, а потому не станет ли благодаря повсеместному внедрению онлайн-технологий правосудие элитарным, доступным только избранным?», – предупреждает Анна Яковлева.
Использование таких технологий позволяет ускорить рассмотрение дел и существенно сэкономить затраты и судебные издержки. Также по словам Дмитрия Никулина Гражданский процессуальный кодекс РФ не мешает проведению онлайн-заседаний. Однако дальнейшему развитию препятствуют бюрократические проблемы, в том числе отсутствие целевого бюджетного финансирования.
Положительно петербургскую практику оценивает и директор проекта «Податьвсуд.РФ» Ильназ Гайдельшинов: «В остальной России возникают проблемы – не всегда суды принимают электронные документы. Нередко под предлогом отсутствия технической возможности отказываются высылать судебные акты в электронном виде. С другой стороны для подачи документов в суд гражданину достаточно иметь простую электронную подпись», – отмечает эксперт.
Согласился с коллегами и сооснователь онлайн-платформы Податьвсуд.РФ Ильдар Мугинов. По его мнению присутствие в судах останется только в исключительных случаях. Основная масса дел будет рассматриваться либо в упрощённом порядке, либо онлайн, т.к. органами судебной власти и руководством России уже принимаются серьёзные меры по упрощению доступа к правосудию всех участников. Более того, участие в судебных заседаниях, с развитием технологий, будет возможна посредством интерактивных костюмов и т.п.
В онлайн в условиях карантина перешли и третейские суды: «Главная проблема – идентификация участников процесса и проверка их полномочий, – полагает эксперт петербургского отделения Международного коммерческого арбитражного суда Михаил Герман. – Однозначного подхода к ее решению пока нет: пытаемся привлекать к участию нотариусов, которые могли бы удостоверять личности представителей, идентификацию через Единый портал госуслуг и пр.». По словам эксперта «виртуализация» рассмотрения дел позволит снизить размеры стоимость третейского разбирательства и сделать его более привлекательным. Тогда как аналогичного удешевления процесса в государственных судах (снижения ставок госпошлины) ожидать не стоит.
Также участники дискуссии признают, что гражданско-правовые дела все чаще рассматриваются исключительно в бумажном виде: «Со временем явка сторон потребуется только в исключительных случаях, а большинство экономических споров будет разрешаться исключительно по документам», – полагает Михаил Герман.
По мнению Дмитрия Никулина в онлайн нельзя рассматривать семейные, земельные, наследственные и многие другие категорий споров. «Во многих случаях судья должен воочию наблюдать участников. Точно не будут удаленно рассматриваться уголовные дела, так как речь идет о соблюдении конституционных прав граждан», – отмечает служитель Фемиды. В свою очередь Анна Яковлева предлагает передать вопрос очного участия сторон на усмотрение самих судей.