14.10.2020

О работе присяжных заседателей в Санкт-Петербурге

14.10.2020

 Для того, чтобы выяснить как в Петербурге работают присяжные заседатели, Санкт-Петербургским городским судом была создана реконструкция судебного процесса с участием коллегии присяжных. Рассматривалось дело об убийстве мужчины и женщины в квартире на Планерной улице в Санкт-Петербурге.

 

В реконструкции процесса на скамье подсудимых оказалась девушка – консультант отдела по взаимодействию со СМИ Верховного суда Республики Татарстан Елена Коваль. Роль государственного обвинителя исполнил адвокат Юрий Авдеев. «Адвокатом» в процессе стал судья Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края. Роль «его чести председательствующего судьи» в реконструкции процесса  исполнил помощник председателя Невского районного суда Сергея Горобца Станислав Квардаков. 
  
Как известно, когда хотя бы по одному из вопросов, поставленных перед присяжными, между народными судьями возникают разногласия, коллегия должна находиться в совещательной комнате не менее трех часов, пытаясь прийти к общему мнению. Итоговый ответ, например, на вопрос «Виновен ли подсудимый в совершении указанного преступления», в этом случае будет содержать соотношение голосов из восьмерых членов коллегии. Процесс принятия решения по времени не ограничен.

В государственных учреждениях нет официальных «курилок», но для присяжных, которым запрещено во все время голосования по вердикту выходить из совещательной комнаты, сделано исключение. Это помещение находится за двумя дверями в небольшом коридоре, оно оборудовано вытяжкой, здесь стоит урна с пепельницей.
  

Фото: Кирилл Чулков/ «Петербургский дневник»

В реконструкции судебного процесса великолепно свои роли исполнили «потерпевшая», сестра погибшей, которая по легенде проживает за границей и узнала о случившемся из СМИ, «мать погибшей», бабушка-блокадница, которая из соседней комнаты слышала «разные мужские голоса» в день убийства, и «соседка», которая в качестве свидетеля говорила о положительных качествах «подсудимой». Последние даже очень натурально копировали интонации пожилых женщин.

Из-за экономии времени большинство доказательств, которые озвучиваются в реальном процессе, было опущено. Поэтому «присяжные» толковали все неопределенности в пользу «подсудимой». В итоге при голосовании в совещательной комнате по вопросу ее виновности никто из членов коллегии не поднял руку. В момент оглашения вердикта присяжных на лицах «обвиняемой» и ее «защитников» была неподдельная радость.

Как рассказала «ПД» руководитель Объединенной пресс-службы городских судов Дарья Лебедева, в прошлый раз, когда подобная реконструкция судебного процесса проходила для пресс-секретарей региональных судов, такое учебное дело вернули прокурору. Быть может, когда-то дойдет и до вынесения обвинительного вердикта. Так, кстати, и выявляется весь объем той огромной работы, которую нужно проделать следствию для вынесения обвинительных приговоров.

По завершении инсценировки в кулуарах журналист «ПД» услышал, что самая худшая коллегия присяжных бывает, когда она сформирована из творческих работников.

Фото: Кирилл Чулков/ «Петербургский дневник»

«От них невозможно ожидать, как они себя поведут, – говорил один из участников невольно подслушанной беседы, – вообразят что-нибудь себе, объединятся, и в итоге будет совершенно непонятной логика вынесенного ими решения».

В реальном уголовном деле, по мотивам которого была сделана инсценировка, таксист Александр Давыдов, по версии следствия, расправился со своей 59-летней матерью и ее 65-летним сожителем на почве длительного внутрисемейного конфликта. В реальном деле, несмотря на безупречную доказательную базу, коллегия присяжных в июне пятью голосами к трем оправдала Давыдова, дело ушло на апелляцию.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: