11.03.2022

Доклад к Круглому столу «О роли органов судейского сообщества на современном этапе», посвященному 30-летию со дня проведения первого пленарного заседания Совета судей Российской Федерации

11.03.2022

В статье освещаются актуальные  вопросы  информационных  процессов в  региональных  советах  судей и судебной  деятельности, приведены направления  реализации Концепции информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы, затронуты актуальные аспекты национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Кроме того, обосновывается необходимость внедрения в работу судебной системы суперсервиса «Правосудие онлайн», а  также  иных мобильных  и  информационных  продуктов, позволяющих в более доступной и современной  форме коммуникации реализовать право граждан на судебную защиту и оптимизировать работу судебной системы.

Доклад заместителя председателя Совета судей Санкт-Петербурга, заместителя председателя Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российское  объединение  судей», председателя Колпинского районного суда  города Санкт-Петербурга Никулина Д.Г. к Круглому столу «О роли органов судейского сообщества на современном этапе», посвященному 30-летию со дня проведения первого пленарного заседания Совета судей Российской Федерации на тему: «Использование  современных   информационных   и коммуникационных технологий в судебной  деятельности».

Уважаемые участники Круглого стола «О роли органов судейского сообщества на современном этапе», посвященному 30-летию со дня проведения первого пленарного заседания Совета судей Российской Федерации!

Рад приветствовать Вас, для меня большая честь выступить перед Вами с докладом на тему: «Использование  современных   информационных   и коммуникационных технологий в судебной  деятельности».

Вопросы информатизации,  а также возможности  использования  современных способов  обмена  информацией стали  особенно  актуальны  в период глобальной пандемии вируса COVID-19, поскольку высокотехнологичные способы  обмена  информацией,  участия  в совещаниях, собраниях,   судебных  заседаниях позволяют обеспечить безопасность  граждан  и  работников  судов,  а также  реализовать право на  доступ  к правосудию  и  информации.

В соответствии с   федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы», в  судах  РФ  была  значительно  обновлена  материальная  база, увеличены  каналы  связи, осуществлён  обмен  информацией  через  СМЭВ,  обновлены автоматизированные  рабочие  места  и  средства  обработки  информации, осуществлена возможность    принятия заявлений  в  электронном  виде. 

Таким образом,  судебная  система  России, благодаря  планомерному  внедрению информационных  технологий,  смогла  в  период глобальной пандемии  реализовать права граждан и  организаций  на  доступ  к  правосудию.

Безусловно,  советы  судей  субъектов  РФ,  должны  учитывать и  использовать  в  работе,  как внутри  совета  судей,  так  и  при  общении  с органами  исполнительной  власти все современные  способы информатизации. Внедрение и  использование  современных информационных,  высокотехнологичных  продуктов,  подразумевает  огромную и  планомерную  работу,  и  именно  региональный  совет  судей  может  взять на  себя  роль  организатора вышеуказанного процесса.

В настоящий момент цифровая конкурентоспособность во  всех  сферах деятельности рассматривается как важнейший фактор, определяющий экономические преобразования, процветание и качество жизни в бизнесе, управлении  и обществе. Так, в   июне   2020 года Швейцарская бизнес-школа IMD обнародовала новую редакцию международного рейтинга конкурентоспособности в цифровой среде. Россия   оказаласьна  45  строчке  рейтинга IMD World Digital Competitiveness Ranking. В  свою  очередь,   рейтинг IMD World Digital Competitiveness Ranking составляется по трем направлениям: «Знания» (качество обучения, образования и науки), «Технологии» (регуляторная среда, финансовый капитал в ИТ-отрасли, состояние интернет- и коммуникационных технологий) и «Будущая готовность» (уровень готовности использовать цифровую трансформацию).

В  свою  очередь,  согласно  данным  отчета We Are Social и Hootsuite о состоянии интернет-среды – Digital 2020 в России насчитывается 109,6 миллионов интернет-пользователей.

В  свою  очередь, согласно  данным  отчёта We Are Social и Hootsuite о состоянии интернет-среды – Digital 2021 в России насчитывается уже 124 миллионов интернет-пользователей, мобильные  пользователи  интернета  составляют  228,6 миллионов.

Это значит, что уровень проникновения интернета находится на отметке 85%. Российские  пользователи  ежедневно проводят  в интернете 7 часов  52  минуты, в мобильных  устройствах жители  России  проводят около 3,5  часов в   сутки. Самая  популярная  платформа  в  интернете на протяжении 5  лет YouTube, в РФ ее  используют 85,4% пользователей.

Указанные данные обосновывают необходимость  использования  современных  технологий во всех  сферах  деятельности общества и функционирования государственной власти,  в  том числе  судебной.

Новая редакция государственной программы «Информационное общество», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 356-24 определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»,  от 5 декабря 2016 года № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 года, и другими документами стратегического планирования определены  основные  направления государственной политики в развитии информационного пространства в  Российской Федерации.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации на базе программы «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года № 7.

В  настоящий момент принят  Федеральный закон от 30 декабря 2021 года N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",  который внёс  существенные  изменения  в процессуальные  кодексы. Настоящий Федеральный закон вступил  в силу с 1 января 2022 года.

Указанный  закон  устанавливает, что исковое заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы участником судебного процесса посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), либо информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, либо систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме того, закон предполагает использование наряду с системой видеоконференц-связи альтернативной системы веб-конференции, которая позволит сторонам оперативно осуществлять взаимодействие с судом и принимать участие в судебных заседаниях, используя для этого различные средства коммуникации (компьютер, смартфон, планшет), без необходимости явки в суд. Закон предполагает допрос  свидетеля путём использования системы веб-конференции с использованием информационно-технологических средств.

Безусловно, современная судебная власть Российской Федерации должна гармонично развиваться в названном стратегическом направлении государственной  политики. Ввиду указанного, необходимо скорейшее введение в работу судов высокотехнологичных информационных технологий, внесение  изменений  в  имеющееся процессуальное законодательство, а  также разработка прикладных законодательных инициатив от судейского сообщества.

В  свою  очередь, Советом судей Санкт-Петербурга в 2020-2021 году были успешно реализованы мероприятия, способствующие выходу на новый уровень развития информационной среды, внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в процесс судопроизводства.

Одним из основных показателей качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок. Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов способствуют построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.

В настоящий момент в городе Санкт-Петербурге реализована и внедрена возможность направления для исполнения исполнительных  листов в форме электронного документа. На сегодняшний день для  исполнения направлено более 52 000 «электронных исполнительных листов».

С  использованием  современных  технологий происходят мероприятия по формированию информационной политики судебной системы, а также взаимодействию средств массовой информации и органов судебной системы.

В  городе Санкт-Петербурге под эгидой Совета судей региона реализована работа объединённой  пресс - службы  судов  Санкт-Петербурга,  которая активно  участвует в информировании общественности, предоставляет обществу актуальную информацию о деятельности судов, формирует позитивное мнение общества о судебной системе в целом. Цитируемость предоставляемой пресс-службой информации федеральными и местными  СМИ   указывает на ее высокую  актуальность и эффективность работы  объединённой  пресс-службы.

С  целью  обеспечения открытости и гласности производятся онлайн-  трансляции в высоком качестве наиболее интересных Отзывы СМИ о таком  формате обеспечения  гласности  исключительно  положительные. Для доступа  к  информации  используются  программы  сплошного поиска  дел  по  субъекту РФ,  мессенджеры, веб-сайты, видеоконференции, видеотрансляции  в режиме  онлайн.

С  целью  обеспечения открытости и гласности производятся онлайн-  трансляции в высоком качестве наиболее интересных обществу судебных заседаний через сервис «Судебный портал» - sudportal. Количество  просмотров  трансляции составило  более 400000 тыс. человек.

Количество  упоминаний  и ссылок  на  интернет  трансляций  по  делу  «Соколова»,  а также  по  делам  о  закрытии  интернет  сайтов с  анимэ составило  более 3100.

Телеграм канал Объединенной пресс-службы судов города Санкт-Петербурга насчитывает более 10 000 подписчиков,  ежедневно  публикует  наиболее  значимые  новости. В  2021 году  цитируемость  канала  ведущими  федеральными СМИ происходит  не  менее  4 раз  в неделю.

У Объединенной пресс-службы судов города Санкт-Петербурга в 2021 году с целью обеспечения открытости и гласности появилась новая интернет-площадка, а именно аккаунт на сайте Pikabu.

Пикабу - русскоязычное информационно-развлекательное сообщество. Один из самых популярных сайтов в рунете - 67-е место по России и 1526-е в мире по данным Alexa Internet; 44-е место по стране и 761-е в мире по данным SimilarWeb. В 2014 году Пикабу стал одним из первых сайтов, внесённых в реестр популярных блогов. Индекс качества сайта - 39 000. Является адаптированным аналогом англоязычного портала Reddit. Сайт имеет мобильную версию, официальное мобильное приложение для Android и iOS.

Отличительная особенность этой площадки в том, что на ней нет возможности отключить комментарии.  Мы сознательно пошли на этот шаг и готовы разъяснять свои решения огромному кругу лиц и анализировать мнение людей о нашей работе.

Именно на этом сайте мы поставили рекорд, один из постов набрал более 200 000 просмотров и 5 873 лайка. Необходимо отметить, по нашим наблюдениям, интересы общества отличаются от интересов СМИ. Те посты, которые активно обсуждаются посетителями Пикабу, не находят отклика у СМИ, и наоборот.

Второе новшество 2021 года, с учетом пандемии, удобства, быстро, качественно, без ограничений – это Телеграм-телевидение, которое мы сейчас запускаем. Трансляции и сеткой вещания и т.д. Нужен только телефон и мобильный интернет, можно еще держатель. Судьи, которые опробовали трансляцию, отзываются положительно.

Указанные мероприятия позволили сформировать единое информационное пространство судов субъекта, компетентно построить взаимодействие со средствами массовой информации, используя различные информационные  ресурсы.

Происходит внедрение  в судебную систему «Системы поддержки принятия решений (DecisionSupportSystem, DSS)» – компьютерной автоматизированной системы, целью которой является помощь председателю суда в принятии решений в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности.

Указанная  система поможет  председателям  судов на основании  данных,  в том числе из ГАС «Правосудие», принимать взвешенные и эффективные управленческие  решения.

Такими модулями во внутреннем контуре суда являются: «Объявления и распоряжения», «Рейтинг», «Рабочий календарь», «Документы  на  подпись».

В настоящий момент внедряется автоматизированный сервис по оперативному извещению лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания и ознакомлению с судебными документами по делу посредством электронного  документооборота с каждого автоматизированного рабочего места судьи с возможностью подписать документ, судебный акт и направить его на электронную  почту сторон  по  делу, с  учётом требований  Федерального закона «Об электронной подписи».

С июня 2021 года тестируется и  внедряется электронное   взаимодействие с учреждениями  ФСИН, использование  в работе  электронных конвойных поручений и расписок с учреждениями  ФСИН  РФ.

Кроме  того,  в тестовом  режиме  происходит  электронный  обмен  информацией  по  оплате  услуг  адвокатов  и  переводчиков, обмен  информацией.

 В тестовом режиме реализована возможность сплошного поиска дел рассматриваемых  во всех районных  судах города Санкт-Петербурга через сервис «Судебный портал» - sudportal.ru.

Кроме  того,  в тестовом  режиме  происходит  электронный  обмен  информацией  по  оплате  услуг  адвокатов  и  переводчиков, обмен  информацией.

В настоящий  момент судьями  города  используется новый и актуальный модуль многопользовательской платформы для автоматизации судопроизводства «Судебный портал», который позволяет организовывать и проводить судебные заседания с участием сторон по удаленной связи (аудио и видео-трансляция) с использованием каналов сети Интернет.

Модуль позволяет организовывать и проводить судебные заседания,  совещания  с участием сторон по удаленной связи (аудио и видео-трансляция) с использованием каналов сети Интернет.

Основные преимущества:

  • Авторизация участников заседания через официальный интернет-портал государственных услуг "Госуслуги" для подтверждения личности, что снимает проблему установления личности участников процесса судом;
  • Доступно на любом современном браузере в телефоне, планшете или стационарном компьютере;
  • Отсутствие необходимости в установке дополнительного программного обеспечения;
  • Автоматическая настройка качества трансляции с учетом скорости соединения;
  • Обмен файлами (изображения, документы) участниками в процессе проведения заседания, что снимает проблему идентификации источника и аутентичности документа;
  • Контроль и модерация заседания судьей, аудио и видеозапись, редактор протокола заседания;
  • Встроенный функционал планирования заседаний, выбора участников и рассылки уведомлений по электронной почте или SMS;
  • Шифрование данных средствами защищенного протокола.

Особенную актуальность указанные возможности приобрели в период глобальной пандемии вируса COVID-19, поскольку позволяют обеспечить проведение судебного заседания без реального присутствия сторон, участвующих дистанционно.

Вся техническая инфраструктура, обеспечивающая работу модуля и обработку персональных данных, находится на выделенных серверах на территории Российской Федерации. Продукт создан с использованием открытого программного обеспечения и не обременён лицензионными обязательствами.

Советы  судей  субъектов,  а  также  председатели  судов  могут  использовать  возможности удалённого  совещания, собрания,  что  обеспечит безопасность судей,  своевременность  рассмотрения возникающих  вопросов. Особенно  актуально  удалённое совещание  для регионов,  где  суды и  участки  мировых  судей отдалены  друг от  друга.  Возможно  использование  продукта  для  апелляционных  и кассационных  судов. Использование  модуля  не  требует  значительных  финансовых  затрат (в  отличие  от ВКС)   возможно использование  смартфона,  из  любого   рабочего  места,  дома  и т.д.

В настоящий момент внедряется автоматизированный сервис по оперативному извещению лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания и ознакомлению с судебными документами по делу посредством электронного  документооборота с  каждого АРМ судьи с возможностью подписать документ,  судебный акт и направить его на электронную  почту сторон  по  делу,  с  учётом  требований  ФЗ «Об электронной подписи».

Указанный  вид  судебных  извещений позволит значительно сократить сроки  доставки юридически значимых извещений. Фактически указанный модуль  реализован  на  базе  системы "Судебный портал".

В  различных  судах  города Санкт-Петербурга внедрена программа «Заказ судебных документов»,  которая  позволяет гражданам без явки в суд заказать, а в некоторых случаях и получить почтой,  электронной  почтой,  копии судебных актов, вынесенных судом в отношении указанных граждан.

Гражданин, желающий получить копию документа, теперь заполняет специальную несложную форму на сайте суда, и программа присваивает ему порядковый номер, ссылаясь на который гражданин может в режиме онлайн  отслеживать ход исполнения своей заявки.

В ходе использования данной программы удалось выявить следующие преимущества:

Резко сократилось количество людей, посещающих суд в целях заказа и получения копий судебных актов;

Значительно сократилось количество телефонных звонков от граждан, желающих получить копии судебных актов, что благотворно сказалось на работе сотрудников канцелярии;

Граждане сами в глобальной информационной сети интернет отслеживают ход исполнения своей заявки и теперь не переносят внимание на свой текущий вопрос работников отделов делопроизводства (канцелярий) по этому поводу ни по телефону, ни лично;

Копии судебных актов для граждан готовятся (находятся в архиве, копируются, сшиваются и заверяются) теперь заблаговременно. При этом гражданину не надо несколько раз прибывать в суд и находится в «живых» очередях, поскольку программа автоматически выдаёт ему дату, начиная с которой он может получить в суде свой заверенный судебный акт, либо (для иногородних) просить суд выслать его почтой персонально, направить  в  электронном  виде, но только на адрес, указанный в исковом заявлении;

Значительно сократилось время выдачи уже готового судебного акта, в связи с чем, очереди на его получение исчезли;

Председатель суда со своего рабочего места имеет возможность лично проконтролировать работу канцелярии по своевременному изготовлению копий судебных актов, что позволяет объективно оценить жалобы граждан по этому поводу.

Таким образом, применение указанной программы позволило существенно оптимизировать работу сотрудников аппарата суда и снять лишнюю нагрузку при общении с гражданами.

В  настоящее время  на  федеральном  уровне  происходят  существенные  позитивные  изменения,  связанные  с  внедрением  в  судах различного  уровня современных  высоких  технологий.

В рамках федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика» предусмотрена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2021-2024 годы для формирования на участках мировых судей функционирования (не нужно слово «функционирования») необходимой информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия, приема исковых заявлений, направляемых в электронном виде, и организации участия в заседаниях мировых судов в режиме видеоконференцсвязи.

В  августе 2019 года  Правительство РФ и Минкомсвязи России представили прототипы новых суперсервисов, одним  из  которых являлся «Правосудие онлайн».

Так, суперсервис «Правосудие онлайн» поможет лучше организовать участие в судебных разбирательствах граждан, организаций и органов государственной власти, а также повысит «эффективность судебной деятельности за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий».

Согласно условиям анонсированного проекта суперсервис будет обладать следующими возможностями: суд для подачи иска определяется автоматически; документы и уведомления отправляются по судам и участникам процесса в электронном виде; доступ к документам по делу открыт онлайн всем участникам процесса; интерактивный помощник подскажет, как составить требования по иску, заполнить и подать электронное заявление; оплата госпошлины на портале; удаленное участие в процессе (доступ через биометрическую идентификацию).

В  свою  очередь,  полагаю необходимым  привлекать к  участию  в разработке сервисов  судей  разного уровня, из различных  субъектов РФ, что позволит  создать действительно эффективный  сервис, отвечающий  современным  требованиям общества. 

В  реализации  указанных  мероприятий  региональный  совет  судей  должен  стать активным  участником  внедрения  и тестирования  новых  продуктов  и  способов  обмена  информацией.

Безусловно, внедрение суперсервиса, позволяющего осуществлять электронное правосудие, является  знаковым  событием  для  современного  высокотехнологичного общества. Построение современной телекоммуникационной инфраструктуры для организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия, совершенствование процессуального законодательства, регламентирующего порядок использования электронных документов в судопроизводстве,  внедрение  высокотехнологичных программ,  а  также  удобных цифровых продуктов в онлайн-режиме позволит повысить авторитет  судебной  власти,  в более доступной  и современной  форме коммуникации реализовать  права граждан на судебную защиту и  доступ  к правосудию,  сократив  при  этом расходы   бюджета и сроки рассмотрения  дел.

 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: